ЗАКЛЮЧЕНИЕ по проверке отчёта об исполнении бюджета муниципального образования «Тереньгульский район» за 2024 год
КОНТРОЛЬНО-СЧЁТНАЯ ПАЛАТА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТЕРЕНЬГУЛЬСКИЙ РАЙОН» УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
по проверке отчёта об исполнении бюджета муниципального образования «Тереньгульский район» за 2024 год
На основании статьи 264.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального Закона от 07 февраля 2011года № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований», статьи 44 Устава муниципального образования «Тереньгульский район» Ульяновской области, Плана работы Контрольно-счётной палаты МО «Тереньгульский район» на 2025 год инспектором Контрольно-счётной палаты МО «Тереньгульский район» проведена внешняя проверка отчёта об исполнении бюджета муниципального образования «Тереньгульский район» за 2024
финансовый год.
При подготовке заключения проанализированы годовой отчет и пояснительная записка об исполнении бюджета района за 2024 год.
В заключении представлены результаты внешней проверки годовой бюджетной отчетности главных администраторов средств бюджета, анализ нормативной базы бюджетного процесса и соблюдения ее требований, анализ исполнения бюджетных назначений, финансового состояния бюджетной сферы района, исполнения решения Совета депутатов «О бюджете муниципального образования « Тереньгульский район» на 2024 год и плановый период 2025 - 2026 годы» (с учетом внесенных изменений) .
Цель проверки:
Установление достоверности годовой бюджетной отчётности главных распорядителей бюджетных средств за 2024 год.
Определение полноты поступлений доходов и иных платежей в местный бюджет за 2024 год.
Фактическое расходование средств
бюджета по сравнению с показателями, утвержденными решением «О бюджете МО « Тереньгульский район» на 2024год и плановый период 2025 -2026 годы» по объему, структуре, а также установление законности, целевого и эффективного использования средств бюджета муниципального образования « Тереньгульский район».
Объём и структура источников финансирования дефицита бюджета муниципального образования за 2024 год.
Реализация программных мероприятий при исполнении бюджета муниципального образования за 2024 год.
Объект проверки:
главные администраторы бюджетных средств бюджета МО «Тереньгульский район».
Нормативная база для проведения проверки:
- Бюджетный кодекс Российской Федерации;
- Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, утвержденная приказом Минфина РФ от 28.12.2010 года № 191н;
- Единый план счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденные Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 №157н;
- Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные приказом Минфина РФ от 13.06.1995 №49.
- Приказ Минфина России от 29.11.2017 №209н «Об утверждении порядка применения классификации операций сектора государственного управления».
Срок проведения проверки: апрель 2025 года.
Проверкой установлено
1.Своевременность и полнота представленного отчета об исполнении бюджета муниципального образования и материалов к нему
Отчет об исполнении бюджета МО «Тереньгульский район» за 2024 год для проведения внешней проверки представлен в Контрольно-счётную палату 28.03.2025г., письмо Главы администрации муниципального образования «Тереньгульский район» №1024 что соответствует установленному в части 3 статьи 264.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации сроку.
Перечень представленных документов на проверку в Контрольно – счетную палату муниципального образования «Тереньгульский район» Ульяновской области соответствует статьям 264.1, 264.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
2.Общая характеристика исполнения бюджета муниципального образования «Тереньгульский район»
2.1Анализ изменений, внесённых в решение о бюджете
Бюджет муниципального образования «Тереньгульский район» на 2024 год утвержден решением Совета депутатов от 21.12.23г. № 5/30 «О бюджете муниципального образования «Тереньгульский район» на 2024 год и плановый период 2025 и 2026годы» по доходам в сумме 467951,80714тыс. рублей и расходам в сумме 467951,80714 тыс. рублей. Установлен предельный размер дефицита бюджета на 2024 год в сумме 0,0 тыс. рублей, предельный размер муниципального долга на 01.01.2025 года установлен в сумме 0,0 тыс. рублей.
В течение 2024 года бюджетные назначения уточнялись решениями Совета депутатов. Уточнённые бюджетные назначения за 2024 год на 01.01.2025 года составили по доходам 585770,0 тыс. рублей и по расходам 592830,9тыс. рублей. В процессе исполнения бюджета плановые показатели доходной части были увеличены на 117818,2 тыс. руб.(125,2% к первоначально утвержденному плану). Плановые показатели расходной части бюджета увеличились на сумму 127879,1тыс. руб.(126,7% к первоначально утвержденному плану).
Анализ принятых решений приведён в таблице №1:
Таблица №1
(тыс.руб.)
№п/п Основные характеристики бюджета Первоначальный план 2024г. Уточнённый решение №17/99 от19.12.2024г. Исполнено за 2024 год
1. Общий
объём доходов 467951,8 585770,0 590856,8
2. Общий
объём расходов 467951,8 592830,9 586742,8
3. Дефицит (профицит) бюджета 0,00 - 7060,9 4114,0
2.2 . Правильность отражения операций по исполнению бюджета
Отражение операций по исполнению бюджета соответствует утвержденной бюджетной классификации.
2.3. Общий анализ итогов исполнения бюджета по доходам
Исполнение доходной части бюджета является одним из основных показателей финансового состояния муниципального образования, а так же дает возможность более полного финансирования бюджетных учреждений.
Анализ исполнения бюджета муниципального образования
«Тереньгульский район» по доходам за 2024 год
таблица 2
Наименование доходов
Предшествующий финансовый год, факт, тыс. руб. Анализируемый
финансовый год, план, тыс. руб. Анализируемый финансовый год, исполнение, тыс. руб. Исполнено% к факту предшествующего финансового года Исполнено в % к плану анализируемого финансового года Структура, в %
Предшествующий финансовый год Анализируемый финансовый год НДФЛ
19356,7 23690,6 26048,9 134,6 110,0 47,4 50,3 Акцизы на нефтепродукты
10485,8 10306,5 11055,5 105,4 107,3 25,7 21,4 Налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения
4458,7 6585,0 7432,9 166,7 112,9 10,9 14,4 Единый налог на вменённый доход для отдельных видов деятельности
-9,3 4,7 0,01 Налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения
298,1 1122,3 897,8 301,2 80,0 0,7 1,7 Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами
4788,7 5755,0 4130,9 86,3 71,8 11,7 8,0 Единый сельхозналог
99,5 96,5 168,2 169,0 174,3 0,2 0,3 Госпошлина
1310,9 1637,7 2013,7 153,6 123,0 3,2 3,9 Налоговые
40789,1 49193,7 51752,6 126,9 105,2 79,0 80,5 Доходы от аренды имущества
204,0 41,6 78,2 38,3 188,0 1,9 0,6 Арендная плата за земли
2564,3 4407,0 6695,3 261,1 151,9 23,6 53,3 Платежи от государственных и муниципальных унитарных предприятий
6,4 12,4 193,8 0,1 0,1 Плата за негативное воздействие на окружающую среду
144,7 61,0 160,6 111,0 263,3 1,3 1,3 Доходы от оказания платных услуг
4475,1 3478,0 4140,5 92,5 119,1 41,2 33,0 Доходы от продажи земли
655,7 152,0 893,7 136,3 588,0 6,0 7,1 Доходы от реализации имущества
1291,5 100,0 11,9 Штрафы, санкции, возмещение ущерба
1493,6 550,0 567,3 38,0 103,1 13,7 4,5 Прочие неналоговые доходы
29,5 4,4 14,9 0,3 0,04 Неналоговые
10864,8 8789,6 12552,4 115,5 142,8 21,0 19,5 Итого собственных доходов
51653,9 57983,2 64305,0 124,5 110,9 11,5 10,9 Безвозмездные поступления
399413,6 527786,8 526551,8 131,8 99,8 88,5 89,1 Всего доходов
451067,5 585770,0 590856,8 131,0 100,9 100,0 100,0
Согласно отчёту, бюджет МО «Тереньгульский район» в 2024 году исполнен по доходам в сумме 590856,8 тыс. руб., т.е. на 126,3% от первоначального бюджета. Уточненный план бюджета по доходам в целом исполнен на 100,9%. Дополнительно к первоначальному утверждённому бюджету поступило 122905,0 тыс. рублей, в том числе налоговых и неналоговых доходов получено больше на 11363,2тыс. рублей, безвозмездных поступлений поступило больше на 111541,8 тыс. руб. Исполнение уточненного бюджета в части собственных доходов составило 110,9%: при плане доходов в сумме 57983,2 тыс. руб., фактическое выполнение составило 64305,0 тыс. руб. Темп роста налоговых и неналоговых доходов к уровню 2023 года составил 124,5%, увеличение поступлений на сумму 12651,1 тыс. руб. Исполнение уточнённого годового плана безвозмездных поступлений составило 99,8%: при плане 527786,8 тыс. рублей, фактически исполнено 526551,8 тыс. рублей.
Темп роста безвозмездных поступлений к уровню исполнения 2023 года составил 131,8%, увеличение поступлений на 127138,2 тыс. рублей.
Сумма остатков по кассовому исполнению бюджета района на 01.01.2025 года составила 10452,7 тыс. руб. (на 01.01.2024 года – 6338,69 тыс. руб.),. в том числе межбюджетные трансферты (субсидии, субвенции, иные межбюджетные трансферты) в сумме 798,5 тыс. рубль, подлежащие возврату в областной бюджет; собственные доходы бюджета района в сумме 9654,2 тыс. руб. Таким образом, сумма остатков собственных средств, для внесения в бюджет МО «Тереньгульский район» 2025года составляет 9654,2 тыс. руб.
3. Анализ исполнения доходной части бюджета муниципального образования
Доходы бюджета района в 2024 году формировались за счёт налоговых и неналоговых поступлений, безвозмездных и безвозвратных перечислений из бюджетов других уровней.
За 2024 год фактическая сумма доходов составила 590856,8тыс. рублей, или 100,9 % от уточненных бюджетных назначений (585770,0 тыс. рублей), из них:
- собственные доходы – 64305,0 тыс. рублей или 110,9 % от уточненных бюджетных назначений (57983,2 тыс. рублей);
- безвозмездные и безвозвратные перечисления из бюджетов других уровней 526551,8 тыс. рублей или 99,8% от уточненных бюджетных назначений.
Собственные доходы поступили в сумме 64305,0 тыс. рублей, что составляет 110,9% к плану 2024 года, к аналогичному периоду прошлого года исполнение составляет 124,5%.
Основными налоговыми составляющими бюджета района являются:
- НДФЛ - удельный вес – 40,5%;
- акцизы на нефтепродукты – 17,2%;
- налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения- 11,5%;
- арендная плата за земли - 10,4%;
- налог на добычу полезных ископаемых – 6,4%.
1. В структуре собственных доходов наибольший удельный вес занимает налог на доходы физических лиц – 40,50%. За 2024 год налога поступило в сумме 26048,9 тыс. рублей, выполнение к плану составило 110,0%, к уровню соответствующего прошлого года 134,6%, или на 6692,2 тыс. рублей больше к прошлому году. Перевыполнение плана связано с повышением МРОТ с 01.01.2024 года, увеличением заработной платы в организациях, а также в связи с разовыми платежами.
2. Акцизы на нефтепродукты при плановых назначениях 10306,5 тыс. рублей, поступили в сумме 11055,5 тыс. рублей или выполнение составило 107,3%, или больше плана на 749,0 тыс. рублей и 105,4% к уровню прошлого года, что больше на 569,7 тыс. рублей.
3. Налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2024 год поступил в сумме 7432,9 тыс. рублей при плане 6585,0 тыс. рублей или выполнение составило 112,9%. К уровню соответствующего периода 2023 года получено больше на 2974,2 тыс. рублей (в связи с увеличением количества индивидуальных предпринимателей, использующих данный вид налогообложения).
4. Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности поступил в сумме 4,7 тыс. рублей. За 2023 год налог поступил в сумме 9,3 тыс. рублей со знаком минус. С 01.01.2021 года налог отменен.
5. Единый сельскохозяйственный налог поступил в сумме 168,2 тыс. рублей при плановых назначениях 96,5 тыс. рублей или план перевыполнен на 74,3%. К соответствующему периоду прошлого года поступило больше на 68,7 тыс. рублей.
6. Налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения за 2024 год поступил в сумме 897,9тыс. рублей при плане 1122,3 тыс. рублей или выполнение составило 70,0%, что больше соответствующего периода прошлого года на 599,9 тыс. рублей.
7. Налог на добычу полезных ископаемых за 2024 год поступил в сумме 4130,9 тыс. рублей при плановых назначениях 5755,0 тыс. рублей или выполнение составило 71,8%. Снижение к плановым назначениям обусловлено тем, что работу по добыче полезных ископаемых ООО «Светоптторг Поволжье» ведет не в полном объеме от ранее запланированного, а также часть организаций-недропользователей находятся в стадии оформления документов. Налог поступает с 01.01.2023 года по нормативу 50,0% в район.
8. Госпошлины получено в размере 2013,7 тыс. рублей при плане 1637,7 тыс. рублей или план выполнен на 123,0%. К соответствующему периоду прошлого года поступило больше на 702,8 тыс. рублей (в связи с изменением размеров госпошлины при совершении юридически значимых действий).
9. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности за 2024 год поступили в сумме 6785,9 тыс. рублей, при плане 4448,6 тыс. рублей, что больше плана на 2337,3 тыс. рублей, к уровню прошлого года поступило больше на 4011,1 тыс. рублей в том числе:
- доходы от аренды земельных участков поступили в сумме 6695,3тыс. рублей при плановых назначениях 4407,0 тыс. рублей или выполнение плана составило 151,9%. К уровню соответствующего периода 2023 года поступило больше на 4131,0 тыс. рублей (в т.ч. поступила задолженность прошлых лет ООО «БСК» в сумме 3211,3 тыс. рублей). Для увеличения поступлений доходов от аренды земельных участков в постоянном режиме ведется претензионная работа с должниками;
- доходы от использования муниципального имущества поступили в сумме 78,2 тыс. рублей, что больше плана на 36,6 тыс. рублей и на 125,8 тыс. рублей меньше уровня соответствующего периода прошлого года. Расторгнут договор аренды помещения с ИП Козлова В.С.;
- доходы от части прибыли поступили в сумме 12,4 тыс. рублей от МУП «Тереньгульская ярмарка» по итогам 2023 года.
10. Платы за негативное воздействие на окружающую среду за 12 месяцев 2024 года при плановых назначениях 61,0 тыс. рублей поступило 160,7 тыс. рублей или план перевыполнен в 2,3 раза. К уровню соответствующего периода прошлого года получено больше на 16,0 тыс. рублей, в связи с погашением задолженности прошлых лет.
11. Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат бюджетов муниципальных районов за 2024 год поступили в сумме 3323,8 тыс. рублей при плане 3478,0 тыс. рублей или поступило меньше плана на 154,2 тыс. рублей в том числе: поступила плата за пользование жилыми помещениями по договорам социального найма 398,7 тыс. рублей. К уровню соответствующего периода 2023 года поступило меньше на 287,4 тыс. рублей в связи с переходом казенных образовательных организаций в бюджетные.
Прочие доходы от компенсации затрат бюджетов муниципальных районов поступили в сумме 816,7 тыс. рублей (поступили платежи от возмещения затрат за отопление).
12. Доходы от продажи материальных и нематериальных активов за отчетный период поступили в сумме 893,6 тыс. рублей, что на 641,6 тыс. рублей больше плана и на 1053,5 тыс. рублей меньше уровня соответствующего периода 2023 года, в том числе:
- доходы от продажи земельных участков поступили в сумме 893,6 тыс. рублей при плановых назначениях 152,0 тыс. рублей, или план перевыполнен в 5,9 раза. К соответствующему периоду 2023 года больше на 238,0 тыс. рублей.
- доходы от продажи имущества в 2024 году не поступили.
13. Штрафы, санкции, возмещение ущерба поступили в сумме 567,4 тыс. рублей при плановых назначениях 550,0 тыс. рублей. К уровню соответствующего периода 2023 года поступило меньше на 928,1 тыс. рублей (в 2023 году получено больше пеней, штрафов за нарушение условий муниципальных контрактов).За 2023 год налога поступило в сумме 19356,7 тыс. рублей, выполнение к плану составляет 97,6%, к уровню соответствующего периода прошлого года выполнение составляет 103,0%. Снижение к плановым показателям обусловлено тем, что в связи с переходом с 01.01.2023 года на ЕНП, часть налога зачтена в счет погашения задолженности по страховым взносам.
Безвозмездные поступления 526551,8 тыс. рублей или 89,1% от общего объема доходов.
Безвозмездные поступления в доходную часть муниципального бюджета поступили в виде:
- дотаций 183920,7тыс. рублей, или 100% от плановых назначений;
- субсидий поступило 61648,1 тыс. рублей, или 98,5% от плановых назначений, или поступило меньше на 939,2 тыс. рублей в связи с тем, что средства, предоставляемые в целях софинансирования расходных обязательств на строительство, модернизацию, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования, в том числе дорог в поселениях поступили меньше запланированных на 707,3 тыс. рублей в связи с отсутствием финансирования из областного бюджета и средства в сумме 231,8 тыс. руб. в целях софинансирования расходных обязательств, связанных с реализацией мероприятий по обустройству мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов.
- субвенций поступило в сумме 224571,8 тыс. рублей, или 99,9% от плановых назначений.
- иные межбюджетные трансферты поступили в сумме 56533,0 тыс. рублей, или 100,0% от плана.
В проверяемом периоде администрацией района бюджетные кредиты и кредиты коммерческих банков не привлекались. Бюджетные кредиты предприятиям, учреждениям, организациям и физическим лицам не выдавались.
4. Исполнение бюджета муниципального образования по расходам
4.1. Анализ расходных статей бюджета
Расходные обязательства местных бюджетов включают расходы по вопросам местного значения, определенные в соответствии со статьёй 15 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
В соответствии со статьёй 19 Федерального закона №131-ФЗ предусматривается наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями РФ и субъектов РФ с финансовым обеспечением за счет субвенций из соответствующих бюджетов.
Первоначально общий объем расходов бюджета утвержден в сумме 467951,8 тыс. руб., в процессе уточнения расходов бюджета в течение 2024 года расходы увеличены на 124879,1тыс.руб.(уточнённый план 592830,9тыс. руб.) Все расходы бюджета были уточнены в законодательном порядке в соответствии с решениями Совета депутатов.
При уточнённом плане 592830,9 тыс. руб. фактическое исполнение расходной части бюджета муниципального образования составило 586742,8 тыс. руб. или 99,0%. Темп роста к уровню расходов 2023 года составляет 130,3%.
Расходы бюджета муниципального образования в 2024 году обеспечены собственными доходами на 11,0% (в 2023 году -11,5%):
Таблица №3
Наименование МО Фактические расходы
(тыс. руб.) Фактические собственные доходы
(тыс. руб.) % обеспеченности
собственными доходами
МО «Тереньгульский район» 586742,8 64305,0 11,0
Анализ исполнения бюджета муниципального образования
«Тереньгульский район» по расходам за 2024 год
таблица 4
Наименование расходов Предшествующий финансовый год, факт, тыс. руб. Анализируемый
финансовый год, план, тыс. руб. Анализируемый финансовый год, исполнение, тыс. руб. Исполнено в % к факту предшествующего финансового года Исполнено в % к плану анализируемого финансового года Структура, в %
Предшествующий финансовый год Анализируемый финансовый год
Общегосударственные вопросы 0100 53264,4 69117,5 68876,2 129,3 99,7 11,8 11,7
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 3987,1 5457,5 5456,0 136,8 100,0 0,9 0,9
Национальная экономика 0400 42559,7 69331,4 64444,4 151,4 93,0 9,5 11,0
Жилищно-коммунальное хозяйство 0500 3851,4 4889,7 4612,5 119,8 95,1 0,9 0,8
Образование 0700 272165,5 358902,0 358843,6 131,8 100,0 60,4 61,2
Культура кинематография 0800 32451,0 45623,7 45169,7 139,2 99,0 7,2 7,7
Здравоохранение 0900 38,4 29,3 29,3 76,3 100,0 0,1 0,005
Социальная политика 1000 20911,3 20670,2 20468,5 97,9 99,0 4,6 3,5
Физическая культура и спорт 1100 2424,4 212,3 205,3 8,5 96,7 0,5 0,03
Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам бюджетной системы
1400 18655,2 18637,1 18637,1 99,9 100,0 4,1 3,2
Итого расходов 450308,4 592830,9 586742,8 130,3 99,0 100,0 100,0
Расходная часть бюджета за 2024 год исполнена в сумме 586742,8 тыс. рублей или на 99,0% от уточнённых бюджетных назначений.
Экономическая структура расходов приведена в таблице № 5
Наименование показателя Исполнено за 2024год, руб. %
Обязательства по расходам (выплатам), всего 586742829,41 100,0
Заработная плата (211) 124187907,57 21,2
Начисления на выплаты по оплате труда (213) 40220733,18 6,9
Услуги связи (221) 884362,27 0,2
Транспортные услуги (222) 2385002,09 0,4
Прочие несоциальные выплаты персоналу в денежной форме. (212) 1600,0
Коммунальные услуги (223) 16286032,81 2,8
Арендная плата за пользование имуществом (224)
Работы, услуги по содержанию имущества (225) 31460045,01 5,4
Прочие работы, услуги (226) 9806638,93 1,7
Страхование (227) 48490,0 0,008
Безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям(241) 274171602,34 46,7
Безвозмездные перечисления некоммерческим организациям и физическим лицам- производителям товаров, работ и услуг на производство(246) 4100000,0 0,1
Перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации(251) 55833888,74 9,5
Пособия по социальной помощи населению (262) 8199627,64 1,4
Пенсии. Пособия, выплачиваемые организациями сектора государственного управления(263) 107827,45 0,02
Пенсии. Пособия, выплачиваемые работодателями, нанимателями бывшим работникам(264) 4447123,12 0,8
Социальные пособия и компенсации персоналу в денежной форме(266) 344141,83 0,1
штрафы за нарушение законодательства РФ о закупках товаров, работ и услуг и нарушение условий контрактов (договоров) по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг (293) 74313,38 0,01
Другие экономические санкции (295) 135654,03 0,02
Иные выплаты текущего характера организациям (297) 295425,89 0,05
Иные выплаты текущего характера физическим лицам (296) 35200,0 0,006
Налоги, пошлины сборы(291) 259049,46 0,04
Штрафы за нарушение законодательства. о налогах и сборах, законодательства о страховых взносах (292) 3262558,68 0,6
Увеличение стоимости основных средств (310) 3207778,71 0,5
Увеличение стоимости материальных запасов (343) ГСМ 2533455,1 0,4
Увеличение стоимости продуктов питания (342) 5222232,92 0,9
Увеличение стоимости материальных запасов (344) стройматериалы 336102,15 0,06
Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (346) 1871673,28 0,3
Увеличение стоимости прочих материальных запасов однократного применения (349) 714362,83 0,1
При проверке целевого и эффективного расходования бюджетных средств по статьям расходов по КОСГУ было установлено, что по статье расходов:
292 (Штрафы за нарушение законодательства о налогах и сборах, законодательства о страховых взносах) сумма 3262,6 тыс. руб.;
293 (Штрафы за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров) сумма 74,3 тыс. руб.;
295 (Другие экономические санкции) сумма 135,6 тыс. руб.;
За счет средств бюджета произведены расходы на оплату штрафов, пени за несвоевременно уплаченные налоги, сборы и другие обязательные платежи, что является неэффективным использованием бюджетных средств. Сумма неэффективного использования бюджетных средств составила 3472,5тыс. руб.
4.2 Муниципальные программы, анализ их исполнения
В бюджете МО «Тереньгульский район» в 2024 году расходы на программные мероприятия составили по плану 475505,8 тыс. руб., фактическое исполнение составило 470606,9 тыс. руб. или 97,3% от плана, или 80,2% от общей суммы расходов бюджета муниципального образования «Тереньгульский район». На основании Постановления №478 от 10.11.2023 года «О внесении изменений в постановление администрации от 03.08.2023г.№317» утверждены 24 муниципальные программы. В течении года финансирование проводилось по 24 муниципальным программам.
Выявлено нарушение пункта 2 статьи 179 Бюджетного кодекса РФ. Муниципальные программы не приведены в соответствие с бюджетом
Таблица 6
№ п/п Наименование программы План согласно решения С.Д Исполнено, тыс. руб. Программа, тыс. руб. Разница, тыс. руб.
1 «Развитие жилищно- коммунального хозяйства в муниципальном образовании «Тереньгульский район» 598,34428 362,18149 918,34428тыс. руб.
программа утверждена 31.07.2024г. Постановление №384 320,0
2 Муниципальная программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории муниципального образования «Тереньгульский район» 253,243 253,243 0,0тыс. руб.
программа утверждена 12.12.2023г. Постановление №558 253,243
3 Муниципальная программа «Обеспечение жильём молодых семей» 352,8 352,8 353,16563
программа утверждена 22.05.2024г. Постановление №248 0,36563
Итого 573,60863
4.3 Дефицит бюджета и источники внутреннего финансирования дефицита бюджета.
Решением Совета депутатов от 21.12.23г. № 5/30 «О бюджете муниципального образования «Тереньгульский район» на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годы» предельный размер дефицита бюджета района на 2024 год в сумме 0,0 тыс. рублей. , что не противоречит п.3 ст.92.1 Бюджетного Кодекса РФ (не более 5 процентов утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений). С учётом вносимых изменений плановый размер дефицита составил 7060,8745 тыс. руб., фактически по исполнению сложился профицит бюджета и составляет в сумме 4113,98758 тыс. рублей.
Верхний предел муниципального долга на 01.01.2025г. установлен решением Совета депутатов от 21.12.23г. № 5/30 «О бюджете муниципального образования «Тереньгульский район» на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годы» в сумме 0,0 тыс. рублей. Фактически муниципальное образование «Тереньгульский район» на 01.01.2025 год задолженности не имеет.
4.3. Порядок формирования и использования резервного фонда
Решением о бюджете на 2024 год объём резервного фонда администрации района утверждён в сумме 150,0 тыс. рублей. Уточнённый объём бюджетных ассигнований резервного фонда составил 0,0 тыс. руб., решением Совета депутатов от 19.12.2024года №17/99 денежные средства в сумме 100,0 тыс. руб. были направлены в профицит бюджета.
В течение 2024 года принято 1 постановление администрации района по расходованию средств резервного фонда на общую сумму 50,0 тыс.руб. Информация о расходовании средств резервного фонда приведена в таблице №7
Таблица №7
(тыс.рублей)
Нормативно-правовой акт Исполнено
Постановление Администрации МО "Тереньгульский район" №128 от 14.03.2024г. " О выделении средств» на приобретение мотопомпы , в сумме 50,0 тыс. руб. 50,0
ИТОГО: 50,0
4.4. Анализ кредиторской и дебиторской задолженности
По данным баланса и сводной формы по дебиторской задолженности казённых учреждений по состоянию на 01.01.2025г. дебиторская задолженность бюджета МО «Тереньгульский район» составляет 29884,0 тыс. руб. Темп роста к уровню 2023 года составляет 87,9%: дебиторская задолженность на 01.01.2024г. составляла 33981,1тыс. рублей.
Анализ дебиторской задолженности казённых учреждений в разрезе главных распорядителей бюджетных средств за 2024 год представлен в таблице №8:
Таблица №8
тыс.руб.
Наименование балансового счёта Администрация МО «Тереньгульский район» Отдел образования КУМИЗО Финансовый отдел Остатки обл. ден. средств Контрольно -счётная палата Итого
Расчёты по доходам (205.00)
19,4
-
28207,5
1113,3
29340,2
Расчеты по выданным авансам(206.00)
-
49,7
3,9
53,6
Расчеты с подотчетными лицами
(счет 208.00)
7,5
7,5
Расчеты по платежам в бюджеты (303.00)
245,1
1,3
0,2
246,6
Расчёты от компенсации затрат (209.00)
236,1
-
236,1
Итого
500,6 -
1,3
28264,7
3,9
1113,3
0,2
29884,0
Сравнительный анализ дебиторской задолженности по муниципальным бюджетным учреждениям за 2023/2024 годы представлен в таблице №9:
Таблица №9
тыс.руб.
Наименование балансового счёта Учреждения культуры Учреждения образования «Благоустройство»
ИТОГО
Расчеты по доходам
(счёт 205.00) 267,8
14,5 0,9
2,5 7,6
10,6 276,3
27,6
Расчеты по выданным авансам
(счёт 206.00) 11,7
3,4
- 36,7 48,4
3,4
Расчеты по доходам от штрафных санкций принятым обязательствам за нарушение условий контрактов (209.00) -
-
633,1
633,1
Расчеты по платежам в бюджеты (счёт 303.00) 2,0
0,1 83,9
- 85,9
0,1
Итого 281,5
18,0 84,8
2,5 44,3
643,7 410,6
664,2
В целом по бюджету МО «Тереньгульский район» отмечается уменьшение дебиторской задолженности на 3843,5 тыс. руб.: на 01.01.2024г. задолженность составляла 34391,7тыс. рублей, по состоянию на 01.01.2025г. Составила 30548,2 тыс. рублей.
Кредиторская задолженность казённых учреждений по состоянию на 01.01.2025г. по муниципальному образованию «Тереньгульский район» составляет 14588,6тыс.руб., по сравнению с началом года на 01.01.2024 года снизилась на 33084,3 тыс. руб.
Анализ данных кредиторской задолженности казённых учреждений в разрезе главных распорядителей бюджетных средств за 2023/2024 годы представлен в таблице №10:
Таблица №10
тыс.руб.
Наименование балансового счёта Администрация МО «Тереньгульский район» Отдел образования КУМИЗО Финансовый отдел Остатки обл. ден. средств и невыяс. Плат. Отдел по делам культуры Итого
Расчеты по доходам (205.00) 48,7
602,9 -
5,9 48,7
608,8
Расчеты с подотчетными лицами
(208.00) 11,0
- 48,7
- 59,7
-
Расчеты по принятым обязательствам
(302.00) 16682,7
12688,7 5489,1
176,3 43,3
- 4,4
- 197,1
10,8 22416,6
12875,8
Расчеты по платежам в бюджеты (303.00) 7114,1
304,8 15227,8
0,7 156,3
- 316,9
- -
798,5 2332,8
- 25147,9
1104,0
Прочие расчеты с кредиторами
(304.00)
Итого 23807,8
12993,5 20765,6
177,0 248,3
602,9 321,3
- -
804,4 2529,9
10,8 47672,9
14588,6
Сравнительный анализ данных кредиторской задолженности муниципальных бюджетных учреждений за 2023/2024 годы показывает её рост в 2024 году на 14325,8 тыс. рублей, или на 137,7% по сравнению с 2023 годом. Данные представлены в таблице №11:
Таблица №11
тыс.руб.
Наименование балансового счёта Учреждения культуры Учреждения образования МБУ Благоустройство ИТОГО
Расчеты по доходам (205.00) 225,5
- 34,5
32,1
260,0
32,1
Расчеты с подотчетными лицами (208.00) 10,5
20,7 10,5
20,7
Расчеты по принятым обязательствам счет (302.00) 2743,4
2326,7 7758,0
8814,2 1814,0
299,0 12315,4
11439,9
Расчеты по платежам в бюджеты (303.00) 4939,6
8099,1 20335,4
32700,6 158,2
11,5 25433,2
40811,2
Прочие расчёты с кредиторами (304.00) 4,3
4,3 -
41,0 4,3
45,3
Итого 7912,8
10430,1 28138,4
41608,6 1972,2
310,5 38023,4
52349,2
5. Результаты проведенных внешних проверок бюджетной отчетности за 2024 год
В соответствии со статьёй 264.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации Контрольно-счётной палатой МО «Тереньгульский район» в рамках осуществления внешней проверки Отчета об исполнении бюджета муниципального образования «Тереньгульский район» за 2024 год проведена внешняя проверка бюджетной отчётности. В муниципальном образовании «Тереньгульский район» организован внешний и внутренний муниципальный финансовый контроль в соответствии с их положениями. Проверки внешнего и внутреннего муниципального финансового контроля показали, что имеется значительное количество недостатков, нарушений и недоработок. При использовании средств местного бюджета, не все получатели бюджетных средств проявляют должную ответственность и стремление к экономному и эффективному использованию денежных ресурсов и муниципальной собственности. Выявлены нарушения при исполнении бюджетов, ведения бухгалтерского учёта, при распоряжении муниципальным имуществом, а также неэффективное использование средств.
Выводы:
1.Бюджетная отчётность главных администраторов бюджетных средств за 2024 год была представлена для проведения внешней проверки в Контрольно-счётную палату МО «Тереньгульский район» в соответствии со сроками, установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации и Уставом Тереньгульского района. Годовой отчёт об исполнении бюджета МО «Тереньгульский район» за 2024год и иные документы, подлежащие одновременному представлению с отчётом, были представлены в Контрольно-счётную палату МО «Тереньгульский район» 28.03.2025г.
2. Бюджет муниципального образования «Тереньгульский район» на 2024 год утвержден решением Совета депутатов от 21.12.23г. № 5/30 «О бюджете муниципального образования «Тереньгульский район» на 2024 год и плановый период 2025 и 2026годы» по доходам в сумме 467951,80714тыс. рублей и расходам в сумме 467951,80714 тыс. рублей. Установлен предельный размер дефицита бюджета на 2024 год в сумме 0,0 тыс. рублей, предельный размер муниципального долга на 01.01.2025 года установлен в сумме 0,0 тыс. рублей.
В течение 2024 года бюджетные назначения уточнялись решениями Совета депутатов. Уточнённые бюджетные назначения за 2024 год на 01.01.2025 года составили по доходам 585770,0 тыс. рублей и по расходам 592830,9тыс. рублей. В процессе исполнения бюджета плановые показатели доходной части были увеличены на 117818,2 тыс. руб.(125,2% к первоначально утвержденному плану). Плановые показатели расходной части бюджета увеличились на сумму 127879,1тыс. руб.(126,7% к первоначально утвержденному плану).
3. Отчёт об исполнении бюджета муниципального образования «Тереньгульский район» за 2024 год представлен в Контрольно-счётную палату муниципального образования «Тереньгульский район» в установленный срок.
4.Согласно отчёту, бюджет МО «Тереньгульский район» в 2024 году исполнен по доходам в сумме 590856,8 тыс. руб., т.е. на 126,3% от первоначального бюджета. Уточненный план бюджета по доходам в целом исполнен на 100,9%. Дополнительно к первоначальному утверждённому бюджету поступило 122905,0 тыс. рублей, в том числе налоговых и неналоговых доходов получено больше на 11363,2тыс. рублей, безвозмездных поступлений поступило больше на 111541,8 тыс. руб. Исполнение уточненного бюджета в части собственных доходов составило 110,9%: при плане доходов в сумме 57983,2 тыс. руб., фактическое выполнение составило 64305,0 тыс. руб. Темп роста налоговых и неналоговых доходов к уровню 2023 года составил 124,5%, увеличение поступлений на сумму 12651,1 тыс. руб. Исполнение уточнённого годового плана безвозмездных поступлений составило 99,8%: при плане 527786,8 тыс. рублей, фактически исполнено 526551,8 тыс. рублей.
5.При уточнённом плане 592830,9 тыс. руб. фактическое исполнение расходной части бюджета муниципального образования составило 586742,8 тыс. руб. или 99,0%. Темп роста к уровню расходов 2023 года составляет 130,3%.
6. Бюджет МО «Тереньгульский район» за 2024 год исполнен с профицитом бюджета в сумме 4113,98758 тыс. руб.
7. Сумма остатков по кассовому исполнению бюджета района на 01.01.2025 года составила 10452,7 тыс. руб. (на 01.01.2024 года – 6338,69тыс. руб.)
8. В нарушение требований статьи 34 БК РФ расходы, сложившиеся при исполнении бюджета за 2024год в виде штрафов и экономических санкций считаются не заданным результатом деятельности и признаются неэффективными расходами. Таким образом, сумма неэффективного использования бюджетных средств составила 3472,5 тыс. руб.
9. Выявлено нарушение пункта 2 статьи 179 Бюджетного кодекса РФ, три Муниципальные программы не приведены в соответствие с бюджетом.
10..Данные отчетности являются полными и достоверными.
Предложения
Рекомендовать Администрации МО «Тереньгульский район»:
1. Продолжить работу по реализации комплекса мер, направленных на увеличение налоговых и неналоговых доходов бюджета МО «Тереньгульский район», в том числе за счёт сокращения сложившейся недоимки.
2.При принятии и исполнении бюджета обеспечить соблюдение требований Бюджетного кодекса РФ.
3.Улучшить качество бюджетного планирования по доходам и расходам.
4.Обеспечить контроль за обоснованностью расходов с целью повышения их эффективности и экономности.
5.Обеспечить соблюдение требований бюджетного законодательства при исполнении бюджета в рамках муниципальных программ.
6. Принять меры по устранению кредиторской и дебиторской задолженности и не допускать её образования.
На основании вышеизложенного, Контрольно – счётная палата МО «Тереньгульский район» Ульяновской области делает следующий вывод:
Контрольно-счётная палата МО «Тереньгульский район» подтверждает представленный отчёт об исполнении бюджета МО «Тереньгульский район» за 2024 год.
Предложить Совету депутатов муниципального образования «Тереньгульский район» утвердить отчет об исполнении бюджета муниципального образования «Тереньгульский район» за 2024год с учетом выводов и предложений Контрольно-счётной палаты МО «Тереньгульский район».
Председатель Контрольно-счётной палаты
муниципального образования
«Тереньгульский район» Т.Н.Айзарова